Парамастер
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Путешествие в Малодоры Архангельской области

Как нельзя лучше, именно в октябрьскую московскую непогоду, ситуация сложилась так, что выдался удобный случай совместить приятное с полезным. Т.е. ответить на приглашение Сергея - посетить загородное имение и продолжить там летные испытания "многострадального" СИМОНИНИ-3 на гущинской тележке, и поучить местного энтузиаста Василия полетам с парамотором. Который вот уже второй год зреет морально, имея под своей кроватью "Татуш" и "Танго". Правда, это не совсем за МКАДом, но что такое 1000 км после поездки на Юцу-Чегем, когда спидометр уже намотал 3500 км. Так - обыкновенная осенняя прогулка по ярким левитановским акварелям...
Как водителя с опытом немного настораживало только одно обстоятельство - в путь отправились на только что приобретенной Сергеем не новой, но в хорошем состоянии праворукую "Митцубиси - RVR", да еще и с прицепом. А то, что Сергей, как он говорит, в свое время автостопом всю страну объездил, внушало уверенность, что в Москву вернемся по намеченному плану. Так оно и получилось. Почти. На обратном пути, не доезжая до Москвы 30 км, закипел и лопнул радиатор. В город въезжали верхом на эвакуаторе, а сзади тащился еще и прицеп. Но это уже отдельное автоприключение.
Стартовали с Малого Каретного в субботу 14.10.06 в 20.00. За окном, как и полагается в это время года, накрапывал еще теплый, но уже осенний дождь.
Дорога, к удивлению, оказалась совсем не утомительной, а как будто экскурсией по нашим летным местам. Вот поля под Пушкино, где летали с моторами, вот Торбеево озеро, где еще пару недель назад в отличный субботний день до самого темна рассекали воздух кому только не лень, заходя на посадку, чтобы отведать свежего шашлыка, приготовленного Алексеем. Там дальше за лесочком - Гремячий Ключ, со свежими в памяти летними полетами над источником и церквушками с паломниками, и теми же шашлыками.
Парамастер на Торбеевом озере Пилоты из Парамастера на старте
Сергей-винтолом летит на запах Просто перекур
Едем дальше по ярославке - вот и Переславль-Залесский, где с воздуха, как на ладони, видны все церквушки и, не стертый временем, земляной вал старого города, а рядом, как тарелка - круглое Плещеево озеро. Я уже не говорю о множестве фотографий, которые сделали в местном музее "узкоколейки". Для тех кто запамятовал напомним, что здесь в Переславле 30 мая 1220 г. родился великий русский полководец святой благоверный князь Александр Невский.
Переславль Залесский Плещеево озеро
Часовня Александра Невского Князь Александр Невский
А вот уже и Ярославль, тоже облетанный нашими пилотами с воздуха. Дальше много городков, которые старше даже самой Москвы и вписаны в историю своими достижениями, например, г. Тотьма, известный своими первыми кораблями Петра I и шкиперами его флота. Что интересно, так это архитектура церквей и храмов Тотьмы, которые издалека прямо-таки напоминают больше палубные надстройки кораблей, ушедших своими полубами куда-то под землю. А поскольку эти маленькие экскурсии мы делали уже по ночным городам, где местные власти достойно постарались и все достопримечательности действительно хорошо освещались, зрелище было впечатляющее.
Вот так, от города к городу, вспоминая летные места и историю государства российского, иногда запивая бутерброды горячим чаем из термоса, за 12 с небольшим часов мы и добрались до места назначения. (Для автолюбителей сообщаем, что переквалифициоваться управлять "праворукой" машиной, во всяком случае на трассе, не составляет большого труда. Хотя в городе будет, наверное, посложнее.
Как Сергей оказался в эти северных широтах - это отдельная интересная история, и действительно, пути Господни неисповедимы. И это еще раз подтвердилось уже здесь на месте, когда нашим взорам открылась, сотворенная его руками и его местными помощниками, необычная по форме, но уже почему-то такая знакомая и близкая, русская православная церквушка-часовенка.
До райцентра километров пятьдесят, а по новому большаку теперь то там, то здесь разбросаны почти брошенные деревушки. Но место это известно всем и называется коротко - Миня. Так что жизнь на Мине еще теплится. Правда здесь нужно оговориться, потому что существует целый обряд посвящения для всех прибывающих сюда впервые, иначе никак нельзя будет прочувствовать одно из уникальных местных явлений - благорастворение воздусей...
Часовня Сергей Часовня
Нельзя не уделить еще несколько строк тому, что касается восстановления храмов на Руси и в этих краях в частности. Действительно, создается впечатление, что это не дань моде, а некая духовная потребность людей, пытающихся возродить в этих местах жизнь и не только ее экономическую часть. Кроме того, что потихоньку из руин восстанавливают полуразрушенные православные святыни, некоторые деловые люди самостоятельно возводят с применением не только современных передовых технологий, а в данном случае - ручная обработка каждого бревна, - ну просто образцы древнерусского зодчества.
Новая церковь в п.Октябрьский Вельского р-на Купол с крестом Новая церковь в п.Октябрьский Вельского р-на
Ну вот теперь уже можно перейти и к нашей летной части путешествия. Напомню, предстояло испытать и облетать Симонини-3 на тележке после замены поршневых колец, которые "залегли" у Сергея в предыдущий приезд в эти места, ну, а главным было научить нашему делу и запустить в небо Василия из д. Малодоры. Он знал о нашем приезде и был готов в любую минуту приступить к делу.
И вот, как часто бывает в нашей парапланерной жизни, после успешной сборки паралета и методичной обкатки колец на земле, внутри что-то металически "грыкнуло" и новый электростартер больше не подавал признаков жизни. Поскольку дыма не было, а его запуски были достаточно кратковременные, предположили, что причина остановки - механическая. Опять разобрали почти всю установку, чтобы снять стартер (это действительно технологический минус). Так оно и есть - откололись два "зуба" шестеренки бендикса, которые и заклинили всю шестерню. К счастью, это не были два "зуба" подряд, что давало надежду на некоторую работоспособность стартера. Увы, наши надежды оказались очень оптимистическими... Его хватило буквально на несколько запусков, а потом опять уже очень знакомо "грыкнуло" и мы поняли, что "зубьев" на пусковой шестеренке стало еще намного меньше. Естественно, стартер замолчал и молчит до сих пор.
Некоторым, наверное, пришла хорошая идея - запустить от винта. Это действительно так, но холодный Симонини-3 завести от винта рукой - шансов практически нет. После 5 - 10 попыток руки отваливаются, даже если есть несколько пар свободных рук, далее - заливает свечу и т.д.
В этих местах наверняка еще не знают телефон - 911, тем более мы же - "руссо-парапланеристо". Срочно по нашему заказу местным дядей Колей - супертокарем, который способен выточить любую деталь, в любое время суток, в любом состоянии если его еще и придержать у станка, был изготовлен шкив на винт вместо фланца, для ручного пуска. К сожалению диаметр оказался маленьким и одной человеческой силы не хватало, чтобы провернуть и запустить винт Симонини-3. Так, думаем дальше. Следующее, что пришло на ум - реальный пуск от винта на теплом двигателе. Ура, обрадовались мы и представили себе итальянские физиономии конструкторов Симонини, если бы они присуствовали на "экзекуции" их детища...
Сергей греет Симонини-3 Пуск винтом и паяльной лампой
Е-с-с-с! Господа пилоты, теперь Вам понятно? Если у Вас Симон-3 и сломался стартер, а вы где-нибудь на наших российских просторах в далеке от сервисных центров и имеете с собой наш русский джентельменский набор парапланериста: ломик, зубило, кувалду и паяльную лампу, - видали мы всех вместе взятых в ... и в белых тапках... Ура-а-а! Греем цилиндр до 80 - 100 гр., заводим от винта и к старту готовы. Полетели...
Убедительно прошу всех воспринимать данный пассаж без обид, как чистый юмор. Мы действительно в эти минуты радовались как дети, потому что это давало возможность стартовать и просто летать, а для многих местных жителей это так и осталось - просто супер!
Полетали на трайке с куполом "Танго", я и Сергей, который летал с одноместным куполом впервые (до этого летал на тандемном "Круиз-46"). Отметили легкость старта, хорошую резвость и приличную скороподъемность в данной комплектации.
Корзун-Алекс на старте Сергей в воздухе
Главным с Василием было понять - на сколько фактически он владеет куполом на поле, тем более с "железом" за спиной. Как он убеждал, с куполом по полю бегал и даже была одна попытка взлететь с парамотором, которая, к счастью, закончилась удачно - только поломкой винта :-). Выбрав несколько подходящих дней, упор сделали на отработку старта с мотором, с фальштягой. В итоге получалось все осознанно и внушало уверенность, что Василий все прочувствовал и понимает, что происходит и как ему действовать. Но это все на земле. Все равно он сильно волновался перед первым самостоятельным стартом и полетом. А как оно пойдет - это действительно одному Богу известно. Так уже бывало не раз. Успокаивало только то, что на земле все получалось, а желание летать было искренним и долгожданным.
Как можно тщательнее подогнали снаряжение, приготовили радиосвязь, которая очень успокаивает учеников, особенно при первых полетах. И вот он тот самый первый летный день, который наверняка помнит каждый пилот. Конечно же, для успокоения Василия, надел его "Татуш", пристегнулся к его "Танго", как можно спокойнее, без суеты, поднял купол, 5 - 7 шагов и улетел. Сделал пару разворотов на 360 в разные стороны, пару винговеров, заглушил на высоте мотор и сел около него. Василий еще раз убедился что все реально.
Алекс, Василий, Николай Алекс на старте
Василий, первый полет Василий, первая посадка
Осенняя погода как нельзя лучше предлагала идеальные условия для страта. После тщательной подготовки к старту на земле, при первой же попытке, даже не подтянув клеванты Василий уверенно набрал скорость и купол так же уверенно взмыл в с ним в небо... Есть первый старт!
Как и полагается в таких случаях, после первых трех-четырех кругов с набором высоты Василий заглушил двигатель и с помощью радиоуправления так же успешно совершил первую "боевую" посадку, а радостный крик смотрелся большим многоточием после его первого полета...
Эмоциональное напряжение было столь велико, что в памяти остались отдельные обрывки первого полета и только, но потом после перекура и чаяпития был еше и второй старт-полет-посадка, и третий, после которых Василию показалось, что он уже целый день в воздухе. Односельчане и мы с Сергеем искренне радовались за Василия. Вот и еще на одного пилота в России стало больше...
Понимаю что за окном XXI век, но понимают ли это господа инструкторы в Череповце, когда продали Василию (до 70 кг. весом) купол - "Танго" 31 м.кв., даже для полетов с парамотором ??? Ну да ладно, Бог им судья...
Вот вкратце и все о главном нашего путешествия. А вообще, прожитая неделя показалось целым месяцем, наверное потому, что было много знакомств, перемены в погоде: и яркая осень, и зима со снегом, и морозом под одиннадцать градусов. Был вкусный грибной суп из последних замороженных белых грибов. Была классная русская баня с березовыми вениками. Было много охотничьих рассказов про охоту на медведей, которых в этих местах, слава Богу, еще хватает. Конечно же, интересно было наблюдать и за лосями, спокойно переходящими дорогу перед самой машиной, и глухарями, перелетающими из лесочка в лесочек прямо над нашим домом. Короче, поездка удалась. Наверно, еще не раз в городской суете будут вспоминаться и потрескивающий огонь в русской печке и гармония нашего русского деревенского бытия...
наш огонь из русской печи Все на своих местах фото Сергея

Александр Корзун, Москва-Малодоры-Москва, октябрь 2006 г.



главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты