НОВИЧКАМ
О параплане.
Многие путают параплан с парашютом. Парашют - это средство спасения. Его основная задача - раскрыться и помягче вернуть человека обратно на землю, хотя сегодня уже все спортивные парашюты имеют и собственное управление. А купол парапланериста - это летающее, управляемое крыло, предназначенное для
планирования и полетов в воздушных потоках, дающее возможность подниматься под облака и летать там часами, на расстояне в сотни километров. Раскладывается он на земле и взлет происходит с земли. Налетавшись вволю, Вы плавно приземляетесь там и тогда, где и когда захотите.
Итак, параплан - это управляемый летательный аппарат, который через систему строп соединен с подвесной системой, в которой Вы располагаетесь как в любимом удобном кресле. В каждой руке пилота ручка управления - клеванта, которыми он управляет направлением полета. Тянем за правую клеванту - поворачиваем направо. Левую - налево. Обе - притормаживаем при посадке. Здесь сразу же есть смысл оговориться, что ввиду минимальных скоростей полета (от 25 до 50 км\час) и нулевой скорости при посадке, - полеты на параплане являются самыми безопасными из всех видов полетов.
Крутите спирали, выполняйте восьмерки, летите по ветру, летите против ветра, ищите восходящие потоки, набирайте высоту, в общем, будьте в воздухе как птица - полноправным хозяином.
Купола имеют следующие основные категории:
Standart, Performans,
Competition.
Standart
Эти купола обеспечивают максимальную безопасность и достаточно высокие (особенно последние модели) летные качества. Если Вы не экстремальщик и Вам не надо уходить со светофора обязательно первым, а надежность, стабильность и безопасность полета - Ваш главный критерий, то эти купола для Вас.
Performans
Это спортивные купола, быстрые и маневренные. Для полетов на них уже нужен опыт полетов в различных условиях и, конечно, желание потягаться с соперниками. От пилота требуется прогнозирование ситуаций и автоматизм действий.
Competition
Максимальные летные качества таких куполов достигаются, к сожалению, за счет снижения уровня безопасности. Если адреналин через край и у Вас серьезные спортивные амбиции, и с куполом общаетесь на "ты" (налетали не менее 100-150 часов), тогда можете рискнуть...
Купола под парамотор
Летать с парамотором можно практически на любом крыле, но сегоня уже почти все производители предлагают пилотам купола, специально разработанные и сертифицированные под парамоторные полеты. Их главное отличие - они не конкуренты любым свободным "парителям", их собственная минимальная скорость снижения - 1,5 м\с. Да этого от них и не требуется. Их главное назначение - летать стабильно, безопасно и быстро, при хорошем аэродинамическом качестве.
Подвески можно разбить на две группы: учебно-начальные и комфортно-спортивные. Так как на начальных этапах обучения больше приходится бегать, а не летать, то подвески первого типа просты, безкомфортны и дешевы. Вторая группа-это уже летающие кресла. Удобные, со спинными протекторами, с карманом для запаски и другими кармашками. Да и бегать в них очень даже можно. И выбор здесь только за Вами. Запаска - это как подушка безопасности в авто. А т.к. воздушное пространство на 99% без дураков, то ее применение зависит только от Вас. А если есть желание ее бросить, то лучше это сделать на земле, чтобы дать ей проветрится и заодно переложить самому. Хотя есть специальные курсы по "моделированию" нехороших ситуаций с применением и запаски (СИВ).
Прибор - это очень практичная штука. Ощущения могут обманывать, а он четко покажет высоту полета, скорость снижения или, о радость, скорость подъема в термике, время полета и ублажит слух встроенной пищалкой. Если есть средства - берите сразу.
Если Вы бороздите пространство при маршрутных полетах и дальность полета измеряется десятками километров, то навигационный прибор GPS не помешает. Уж не заблудитесь точно.
Из "прибамбасов" полезны солнцезащитные очки, планшет для карты и приборов, отцепка под лебедку, водяной баласт, радиостанция, запас провизии и др.Очень может пригодиться "акселератор".Простое приспособление, позволяющее увеличить горизонтальную скорость купола. Как и на авто, управление им ножное.
Про защиту головы много говорить не буду. Шлем может быть горнолыжный, хоккейный, байдарочный и парапланерный. Большой разницы между ними нет, но лучше парапланерный. Хороши шлемы радиофицированные.
Как выбрать купол.
Вы начинаете осваивать параплан. Настоятельно рекомендую использовать купол класса Standard. Безопасность на первом месте. Особенно при полетах в динамике возле склонов.
Посмотрите заметки на страничке о полетах в Мценске.
В настоящее время рынок представлен многими моделями. Условно их можно разбить на две категории : купола, пошитые известными зарубежными фирмами и модели отечественного изготовления. Вне зависимости от изготовителя приобретайте купола разработанные в последние года два. Новые или с налетом - не принципиально. Но новая вещь - она новая. Подержанный купол надо смотреть. Кто на нем летал и как, как хранил, есть ли повреждения. Если ткань в основном целая, хорошо проверить длину строп. Вытянутая стропа сверх меры - это возможность ее обрыва в воздухе под нагрузкой. А за ней и остальных.
Цена купола определяет его качество. Здесь уместно сравнение с автомобилями: от фирм,"красная"сборка и отечественные. Про первые просто ничего говорить не буду. Вторая группа-это отечественный пошив по фирменным лекалам из более дешевого материала. Третья - все наше. Есть много интересных разработок у наших конструкторов. Постепенно и у нас парапланеризм становится на индустриальные рельсы. Какой сделать выбор - зависит только от Ваших возможностей.
Еще один критерий при выборе - это площадь купола. Она зависит от полетного веса пилота. И, наверное, последний - это наличие международного сертификата и статистика нехороших случаев. Хотя есть еще более простой и надежный способ подобрать себе снаряжение - переложить эту головную боль на голову Вашего инструктора, коль уж Вы даверились ему обучать себя этому делу. От Вас требуется только одно - четко изложить конечные цели полетов на параплане.
Если же Вы все-таки решили сами заняться подбором и поиском снаряжения можно покапать
вот в этих ссылках (с сайта PARAMOTORS.RU). Смотрите также ссылки о производителях на других парапланерных сайтах.
Места полетов Для москвичей приведу известные места полетов:
- трикотажка, м. Сходненская, тролл. № 70 до конца,за домами огромная чаша (Ю-З,Ю,Ю-В);
- парк "Коломенское", вниз и вправо. м. Коломенское, (Ю,Ю-В);
-"Московская Щвецария", м. Нагорная;
- м. Крылатское, горки под все ветра, + на канале работает лебедка (С-Ю);
 - Строгино, м.Щукинская, 3 ост. на трамвае до поймы, зима, лебедка, парамоторы;
- м.Орехово, направо 0,5 км, гора справа, (З, Ю-З)
Конечно, все эти места - больше учебные: далеко и высоко не залетишь. Но для получения первых восторгов, навыков и отработки стартов и посадок хватит.
Как подняться в небо. Не торопитесь взлететь. Изучите поведение купола на земле .До автоматизма научитесь поднимать его при любых условиях: от полного штиля до хорошего ветра. Передним стартом и задним."Ходите" с поднятым куполом по земле. Прочувствуйте его всем своим телом, играя клевантами и корпусом. И только после этого пожалуйста на взлет.
Для первых полетов нужен небольшой перепад высот и встречный ветер. Какой нужен уклон, Вы поймете сразу. И зная свою местность подберете подходящие места. И учитесь правильно приземляться.
Горы - это уже серьезно. И чтобы полет принес удовольствие - не самодельничайте и почаще общайтесь с опытными пилотами. Атмосфера в горах бывает не предсказуема и может принести много неприятных сюрпризов. Другой способ подняться в небо - это лебедка. Способ удобный, т.к. нет
зависимости от погодных условий, да и равнинных мест у нас гораздо больше. Обычно с помощью лебедки можно затянуться на 100 - 600 метров. Далее происходит отцеп и Вы в свободном полете. В солнечную, термическую погоду в небе можно продержаться очень длительное время. Для полетов выбирайте опытную команду по затяжке, которая будет думать не только о Ваших деньгах, но и о Вашей безопасности.
Парамотор - это полная независимость от кого - и чего-либо. Запаса топлива обычно хватает на 2-4 часа полета. Единственное условие - это достаточно спокойная атмосфера. Летом, в термические дни обычно полетать получается или в утренние часы (до часов 11) или в вечерние(после 16-00). Под парамотор сегодня не обязательно иметь специальный купол. Достаточно любого спортивного "стандарта", хотя многие продвинутые пилоты используют моторные купола или унифицированные модели, позволяющие совмещать свободные и моторные полеты.
Обучение Первое и главное условие - НИКАКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ !
Да, обучение стоит денег. Но Ваша жизнь бесценна. Минимум теоретической и практической подготовки необходимо пройти. Предложений много. Цены разные. Самое главное, чтобы курсы включали в себя теоретические и практические занятия, и без гонки. Уходите, если занятия начинаются сразу на горке с криками: "Бросай передние !!! Твою ...ать!" И уймите свою гордость типа :"Я - директор фирмы, а ты меня, как пацана, заставляешь бегать по полю в мыле!"
При кажущейся простоте полета (а это действительно красиво), небо легкомыслия не прощает. Распросите других, потолкайтесь в тусовках на местах полетов, и найдите себе грамотного инструктора с задатками педагога. И обговорите заранее все условия, вплоть до получения удостоверения пилота.
Если есть еще интерес, то прочтите небольшую статью Сергея Елизарова.
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В "ПАРАМАСТЕРЕ"
I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Снаряжение и оборудование:
- параплан;
- запасной парашют;
- обувь, одежда и шлем;
- приборы и аксессуары.
2. Аэродинамика и динамика полета параплана:
- природа и характеристики аэродинамических сил;
- режимы полета;
- скорость полета;
- управление полетом;
- скорость и качество.
3. Основы аэрологии
- обтекание препятствий;
- относительность движения.
4. Метеорология:
- свойства воздуха;
- солнечное тепло;
- облака;
- турбулентность;
- восходящие потоки.
5. Опасные режимы полета:
- причины возникновения;
- классификация,
6. Действия в чрезвычайных ситуациях:
- вынужденная посадка;
- применение запасного парашюта.
7. Воздушное право:
- летные документы;
- клубные полеты;
- самостоятельные полеты;
- правила воздушного движения;
- запрещенные места для полетов.
8. Оказание первой медпомощи пилотам:
- классификация травм;
- обезболивание;
- наложение шин;
- остановка кровотечений;
- искусственное дыхание.
II ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Манипуляции на земле:
- положение пилота на старте;
- правильная раскладка купола;
- предполетный осмотр;
- положение прямого и обратного старта;
- подъем купола и пробежка по площадке;
- выравнивание купола из крена;
- гашение купола и удержание его в слабый и сильный ветер
2. Первые полеты на учебном склоне:
- предполетный осмотр, подъем, контроль, разгон;
- прямолинейное планирование и посадка;
- управление горизонтальной скоростью;
- активное пилотирование;
- развороты до 45 гр. к направлению ветра;
- приземление и контроль купола.
3. Совершенствование техники управления куполом:
- старт в слабый и сильный ветер;
- отработка колебаний купола по тангажу и крену;
- развороты до 90 гр. к направлению ветра;
- применение управления скоростью и маневрирования для повышения точности приземления;
- малые «уши», большие «уши»;
- приобретение первых навыков по восстановлению купола из подскладываний (ассиметрия).
4. Полеты в динамических восходящих потоках (потоках обтекания):
- оценка воздушных условий;
- совершение виражей на 360 гр.;
- старт при боковом (до 45 гр.) ветре;
- старт с помощником при сильном ветре;
- приземление на точность;
- совершение посадки на склон, на вершину;
- использование потоков обтекания;
- соблюдение правил полета в группе.
5. Парение в термических потоках:
- аэрологический анализ;
- выбор момента старта;
- умение эффективно сбрасывать высоту;
- выполнение упражнений по восстановлению купола из подскладываний;
- выполнение полетов с предварительным планированием;
- действия в экстремальных ситуациях;
- оценка обстоятельств для использования запаски.
6. Другие виды полетов:
- маршрутные полеты;
- буксировка за лебедками (активная\пассивная);
- тандемные полеты;
- полеты с парамотором;
- полеты с ПМ в тандеме;
- полеты с ПМ «паралифт»;
- полеты на паралете;
- полеты на паралете в тандеме.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Первые три раздела практической подготовки курсантов составляют -
«Базовый курс свободных полетов» После «Базового» следуют:
«Курс полетов в ДВП» (в динамических восходящих потоках),
«Курс полетов в ТВП» (в термических восходящих потоках),
«Курс маршрутных полетов».
Практика подготовки курсантов в «ПАРАМАСТЕРЕ» показала большую эффективность курса «Основы горных полетов с элементами СИВ» (симуляций нештатных ситуаций в воздухе) сразу после «Базового» курса.
В настоящее время некоторые школы уже проводят курсы по акробатике, а фирмы, производящие парапланы, предлагают для этого широкий выбор акро-куполов и подвесных систем. Дерзайте!
Подводя итоги о парапланерном снаряжении и обучении хочется еще раз повториться, что главным вопросом остается - безопасность полетов, как в свободном полете, так и с парамотором. Как показывает практика и статистика ЧП, - большинство происшествий происходит все-таки по вине пилотов. Используемое снаряжение достаточно надежно. Поэтому на сегодня уже можно уверенно говорить о некоторых составляющих, которые и являются залогом безопасности во время полетов:
- качественное первоначальное обучение (теория + практика);
- умение реально оценивать и прогнозировать погоду;
- тщательный предполетный осмотр снаряжения и техники;
- фактическое состояние снаряжения (касается снаряжения б\у);
- наличие опытных пилотов в группе;
- желательно – определение начинающим пилотам ограничений по погодным условиям (прежде всего - по силе ветра!).
Наверняка есть и другие условия, соблюдение которых повысит безопасность полетов, но соблюдение даже этих требования наверняка обеспечат Вам и Вашим коллегам спокойные и достаточно безопасные условия полетов в любом месте и в любой местности.
Удачных Вам полетов и мягких посадок !
Звоните 8-903-124-7792 или пишите alex@paramaster.ru , Александр Корзун.
|