Парамастер
главная | Саянский Аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Наконец-то и в Сибири появились автожиры.


Автожир Ивана Маковки   "Что такое автожир? Это летательный аппарат тяжелее воздуха, дальний родственник вертолетов. Он тоже не имеет крыльев, которые заменяет ему воздушный винт большого диаметра (ротор). Но, в отличие от вертолетов, ротор которых постоянно вращается двигателем, а угол наклона лопасти может меняться, ротор автожира не связан с двигателем, и является самовращающимся (auto-gyro) под действием набегающего потока воздуха. Угол наклона лопасти фиксированный.
  Вертолет может зависнуть в воздухе и взлетать вертикально, а автожир нет, так как ему для создания подъемной силы необходимо, чтобы ротор постоянно обдувался набегающим потоком. Автожиру нужна более-менее приличная полоса для взлета (25-100 метров), и минимальных размеров поляна для посадки (пробег 0-5 метров). Для создания горизонтальной скорости автожир использует толкающий винт. Если двигатель автожира выйдет из строя, он продолжает полет, неспешно планируя (парашютируя) туда, куда вы его направляете.
  Автожиры бывают разных конструкций: одно- и двухместные, без кабины и с кабиной. В настоящее время наиболее активно автожиры используются в США, Канаде, Австралии, в некоторых европейских странах (Германии) в основном любителями или в рамках клубов. В России, к сожалению, пока нет серийных образцов, но есть некоторые энтузиасты, собирающие экспериментальные модели (ЕЭВС) на базе импортных основных узлов и силовых установок (роторы, двигатели). Есть действующие экземпляры, собранные из КИТ-ов заграничных моделей ("Доминатор", США), либо привезенные из-за границы (RAF-2000, Канада).
  На сегодня в России летает, примерно, 65 моделей различной конструкции и компоновки, собранных самодельщиками автожиров. Необходимо отметить, что в настоящее время решен вопрос по устранению основного конструктивного недостатка всех моделей автожиров, связанного с неправильным положением вектора тяги маршевого двигателя относительно центра тяжести аппарата. Поэтому все современные модели выпускаются на высоких шасси, позволяющих совместить вектор тяги двигателя с центром тяжести аппарата, обеспечивая максимальную безопасность в некоторых нештатных режимах полета (в нисходящих потоках и на малых скоростях). Преимуществами автожира является больший срок службы агрегатов (до 2000 часов) ввиду отсутствия мягкого крыла, и малое время подготовки к транспортировке и обратно.
  Существенным является также то, что пилотирование автожира гораздо проще, поэтому время подготовки пилота меньше, также как и утомляемость пилота при полетах.
  Преимущества автожира по сравнению с другими легкими летательными аппаратами:
  - сравнительная легкость в обучении и управлении;
  – маневренность на разворотах и в полете (разворот на 180 град. занимает 1-2 сек. с радиусом 5м);
  – отсутствие сваливания;
  – отсутствие вибраций по сравнению с вертолетом;
  – великолепный обзор с переднего кресла;
  – широкий диапазон эксплуатационных скоростей горизонтального полета (от 25 до 250 км/час);
  – короткий разбег (до 70 м, при ветре 7-8 м/сек - без разбега);
  – пробег при посадке 0-5 м;
  – отсутствие проблем при отказе двигателя практически на любом этапе полета;
  – значительно меньшая, по сравнению с другими типами летательных аппаратов, реакция на турбулентность и порывистый ветер;
  – возможность круглогодичного использования.
  Что касается габаритных размеров, то автожир пройдет в ворота ангара высотой 3 метра. Если вы хотите не снимать при этом ротор, то длина помещения должна быть не менее 10 метров. Двадцатиметровой площадки перед ангаром хватит, чтобы улететь в одиночку даже при отсутствии ветра. Главным преимуществом автожира является высокая безопасность полетов на малых высотах 3-30 м, в диапазоне скоростей 30-120 км/ч, при скорости ветра до 15 м/с. Для самолетов и вертолетов такие режимы полета считаются опасными.
  Эксплуатация автожира возможна вдалеке от аэродромов базирования, для взлета и посадки не требуется подготовленной площадки. Поэтому можно рассчитывать на высокую экономическую целесообразность применения автожиров для мониторинга с воздуха и других задач.
Автожир Ивана Маковки, пилот Корзун Александр
  Все выше сказанное - это сухая техническая проза, и она не стоит даже ломаного гроша, если за всем этим не стоит человек, и не просто человек, а человек – пилот, поэт-художник, который по тем или иным земным причинам еще не успел реализовать себя таковым в нашей не простой российской действительности... Эти слова и летная лирика уже относятся напрямую к Ивану Маковка (Минусинск), который в течение многих лет воплощал свои давние мечты и скрупулезные расчеты в грубом и холодном металле. По словам некоторых специалистов автожирного дела, Иван предстал перед нами, как самый профессиональный непрофессионал в постройке своего автожира-первенца.
  Наблюдая за Иваном и его детищем почти два года, которые собственно и понадобились для воплощения его теоретических расчетов, аппарат с самого начала вызывал уважение и источал некую математическую и геометрическую гармонию. Не было ни малейшего сомнения в том, что он полетит. И, честно говоря, постоянно "чесались" руки, чтобы сесть за его штурвал.
  В итоге все так и случилось. Первые пробежки и подлеты показали (смотри видео), что "ОН" готов и так и просится в воздух. После устранения на земле некоторых технических нюансов "ОН" просто с удовольствием оторвался от нашей грешной земли в аэропорту в Шушенском (04.07.2010) и уверенно окунулся в свою стихию безбрежного голубого пятого океана… Сомнений в том, что все получится, не было. Главной задачей было – понять основные взлетные параметры: обороты ротора, двигателя и скорость.
  Продолжая подлеты на полосе уже в Шушенском, все постепенно становилось на свои места. На взлете обороты ротора – 270, двигателя – от 4800 до максимальных, скорость – от 50 км/ч. Единственное, что привносило свои особенности на взлете – это небольшой боковой ветер, который периодически переходил в штиль. Еще, к чему пришлось привыкать, так это к раздельному управлению ногами передним колесом и хвостовым оперением, что в большинстве моделей связано друг с другом. Может и это еще вместе с боковым ветром иногда создавало эффект сноса аппарата в момент взлета. Поскольку общая взлетная масса составляла не более 300 кг, аппарат слушался "ручку" без особого напряжения.
  Первые несколько стартов и полетов показали, что аппарат летать будет. Следующим шагом станет испытания маневренности и скоростных значений и показателей. Есть первый сибирский автожир! Желающих построить и освоить этот вид СЛА хватало всегда, но Иван с его "Первенцем" стал здесь катализатором целого направления, которое ждет большое будущее не только в Сибири, но и в России в целом. Все достаточно реально и понятно, чтобы строить и осваивать такую технику.
  Как пилот автожиров, имея пока собственный налет около 30-ти часов, хочу отметить, что управлять такой техникой действительно приятно и не сложно, но это не означает, что всем надо летать на автожирах. Конечно же, нет. Просто всем тем, кто чувствует в себе непотухшую тягу к небу – есть реальная возможность с помощью автожира достаточно безопасно и с максимальным удовольствием ее осуществить".

Корзун Александр, руководитель «Саянского аэроклуба».

Александр Корзун
Наша справка: Корзун А.С., 1958 г.р., военный пенсионер, летает (15 лет) на парапланах, парамоторах, паралетах, тандем-мастер, с 2000 г. – тест-пилот–инструктор, в 2005 г. в Астане (Казахстан) прошел курс обучения на автожирах (RAF-2000, Канада), инструкторы: Грушин Петр, Черний Сергей.


  "Мечта летать, наверно, заложена в каждом человеке. Вот и я, в далекие 70-е, перелистывая журналы "Моделист-конструктор", мечтал построить летательный аппарат и подняться в небо. Но не было тогда ни условий, ни возможности, да и времена были другие, так понемногу все и угасло.
  Однако пять лет назад, блуждая по интернету, набрел на автожир, да еще и в России, не далее чем в Москве. Энтузиасты этого дела летают на автожирах и даже их строят. Ну вот, думаю, пришло время для своей давней мечты. Началось кропотливое, подробное изучение этого предмета. А информации тогда было немного, в основном все на английском языке на иностранных сайтах. Благо, что тогда уже был очень хороший русскоязычный сайт Александра Ламеко, изучив который, можно было сразу строить автожир! Конечно же, не совсем было так гладко, оставалось еще много вопросов автору сайта, на которые он любезно отвечал. В течение 2-3 лет в Беларуси, Украине, городах Таганроге и Москве покупались узлы, агрегаты и материал для автожира. Если учесть, что и ротор из Австралии, вот и получается "с миру по нитке".
  Когда это начиналось, я жил в Туве, в Кызыле, а в 2006 году переехал в Минусинск Красноярского края, вот здесь все и началось по настоящему. Познакомился с тремя дельталетчиками, которые уже лет 10 работают на химии. Покатался с ними на дельталетах, чтобы "понюхать" небо и решить для себя, зачем мне это надо. Построить автожир – это полдела, а вот поднять его в воздух и облетать – это мне казалось большей проблемой, если сам еще на автожирах не летаешь.
  Но случилось так, что мне в этом плане просто повезло. Осенью 2008 года мне позвонили знакомые и сказали, что в Саяногорск из Москвы переехал человек, который учился летать на автожире. Я тут же с ним созвонился, и с тех пор мы постоянно общаемся, это Александр Корзун, в настоящее время руководитель Саянского аэроклуба. И за последние два года, вооружившись теорией и применив ее на практике, при использовании материалов и инструмента был построен автожир. Готов он был уже в середине мая этого года, но тут появилась проблема: как везти на ВПП?
  Пришлось в срочном порядке за неделю сварить прицеп, поджимало время. 28 мая в г. Краснотуранске Красноярского края проходил слет малой авиации, вот и хотелось показать народу автожир. 27 мая, погрузив аппарат на прицеп, мы с Александром тронулись из Минусинска в Краснотуранск, это 100 км, доехали без проблем. В этот же вечер выкатили автожир на полосу. Поднимать его тогда не собирались, важно было участие в слете, показать новый летательный аппарат и сделать общую проверку его узлов.
Автожир Ивана Корзуна прибыл на место
  Первым делом начали проверять электрическую раскрутку ротора под нагрузкой. Ротор раскрутился довольно быстро до 130 об/мин. Ну, думаю, для такого типа раскрутки это прилично, но повторной раскрутки не произошло. Оказалось, вылетел регулятор тока. "Вот и вылезла первая болезнь", - подумал я. Потом Александр погонял автожир по полосе, обнаружилась "болезнь" в карбюраторе, ну да это все мелочи.
  В общем, все налетались кто на чем, пообщались, было весело. Присутствовало 14 дельталетов, 1 паралет, штук 10 парамоторов и 1 нелетающий автожир.
Всем охота посидеть на автожире Ивана Маковки   По приезду домой все выявленные болезни были вылечены, кое-что переделано. 4 июля в 14.10, в сопровождении еще двух человек, уже мечтающих построить свои автожиры, это были Сергей и Володя Пономаревы, тронулись в аэропорт Шушенское, это 50 км. Тем временем из Саяногорска выехал наш бесстрашный пилот Корзун Александр. Мне раньше не приходилось бывать в самом порту, хотя мимо по трассе проезжал не один десяток раз. При въезде на территорию бросилось в глаза, что везде чисто, полоса отличная 1800 м, бетонка широкая, по краям не заросшая, как многие заброшенные полосы, в том числе и в Минусинске. Сейчас в основном там одни вертолеты, летают мало. Руководство порта приняло нас добродушно, без проблем, вот только местные комары были другого мнения, буквально пытались нас "сожрать".
  Сняли с прицепа автожир, в баке было 5-6 литров бензина, в первую очередь померили тягу, получили 150 кг, что для автожира весом 300 кг вполне хватало. Собрали ротор, установили, еще раз все проверили, и Александр своим ходом порулил на полосу. Начались пробежки по полосе и проверка всех узлов. Раскрутка работала отлично, крутила до 125-130 об/мин многократно, силовая установка тоже работала хорошо, никаких подозрений не вызывала.
  Александр не спеша 7-8 раз гонял аппарат из конца полосы в конец, и вот мы увидели первый подлет. Автожир немного накренило, был небольшой боковичок, но аппарат уверенно встал на колеса. Для меня было очень важно, как он поведет себя при подвешивании в воздухе, будет ли куда-либо давить ручка управления, задерет нос или наоборот опустит. Тем временем Александр сделал еще 4-5 подлетов, уже более уверенно, и остановился.
  Сказал, что все нормально, к аппарату более-менее привык, пойдем, попьем чаю. Пошли, попили чаю, отдохнули, тогда я, наверное, больше всех устал, сильно волновался. Вскоре опять двинулись на полосу, к тому времени к нам присоединились замначальника аэропорта и пилот вертолета. Александр спокойно сел в кресло, пристегнулся, ветер к тому времени стал потягивать с противоположной стороны, скомандовал "от винта", порулил в конец полосы. Включил раскрутку, плавно, не до конца дал газ и начал разбегаться. Наконец мы все увидели, что автожир летит над полосой!
  Он пролетел почти всю полосу на высоте около 2 метров и спокойно приземлился. Да, теперь было очевидно, что автожир летает. Александр тоже это понял, развернулся, проехал мимо нас, еще раз развернулся на ветер, и, дав газу, оторвался от полосы и начал набирать высоту. Улетев подальше в сторону леса, развернулся, зашел на полосу, пролетел на бреющем и спокойно сел по самолетному напротив нас (смотри видео).
  Это был первый полет Минусинского автожира. Но не все так гладко, дальше судьба сыграла с нами злую шутку. Пока Александр подлетывал да летел, в баке осталось литра два бензина, он говорит, что еще бы полетал, да лампочка резерва смущает, вот и сел. Мы дружно взялись переливать бензин, купленный по дороге в Шушенское, из канистры в бак. Залили литров десять. Александр завел автожир, вырулил опять в конец полосы, раскрутил ротор и начал разгоняться.
  Смотрим, взлетел и тут же сел напротив нас, снова попытался взлететь, но уже тогда было ясно, что с автожиром что-то не то. Но к концу полосы на полном газу он все же взлетел и медленно начал набирать высоту. Потом нужно было уходить вправо, что он и сделал, но уже со снижением. До полосы не дотянул, это наверно и лучше, жестко посадил в траву. Автожир жесткую посадку выдержал без проблем, лишь подогнулась передняя стойка, выполнив свою работу, и немного поранили одну лопасть ротора. Но, самое главное, когда подбежали к Александру, он сказал, еще раз убедился, что автожир – самый надежный аппарат.
Автожир своим ходом на взлетную полосу
  Это еще не все. Самое интересное, когда я привез автожир домой и померил тягу с этим бензином, то очень удивился, тяга была всего 100 кг! Так вот, не все бензины одинаково полезны, запросто можно нарваться на такой бензин и испортить себе праздник. Но главное – автожир полетел, кроме комаров и ротора никто не пострадал, а железо – починим. Аппарат действительно повел себя прилично, все расчеты оказались верными. Большое спасибо АБМ за техническую поддержку в постройке этого автожира, а также за помощь в приобретении некоторых узлов, спасибо А. Чернову, В. Меглинскому. Надеюсь, это не последний мой проект.
  Приступаю к новому проекту двухместного автожира. Если будет все нормально, к весне 2011 года закончим. Вот на нем-то, вместе с инструктором, я и буду учится летать. Хоть это и медленно, но верно. Кроме того, двое моих новых товарищей тоже уже начали комплектовать свои двухместные автожиры. Один будет типа "Доминатор". Так что круг любителей этих машин только расширяется".

Иван Маковка, Минусинск, Красноярский край.

  "Иван может принимать честно заслуженные поздравления. Лет пять, наверное, строился этот аппарат. Не спеша, без сомнительных решений, не стесняясь копать до сути, не стесняясь спрашивать там, где были сомнения. История постройки этого аппарата, на мой взгляд, – классика того, как должен строиться аппарат для себя.
  От души поздравляю!"

Александр Ламеко.

Источник: авиационный журнал "Крылья. Новости легкой авиации".
Июль-август 2010 г. Сайт "Крылья" http://www.wing.com.ua

  


главная | Саянский Аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты