Парамастер
главная | Саянский Аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Упор на планеры в Саянском аэроклубе

Добрый всем день, уважаемые коллеги, наши ученики и просто любители парапланерного спорта и отдыха! Поздравляем всех с нашим общим и мировым Юбилеем — 60-летием полета человека Ю.А. Гагарина в космос!

Так уж получилось, хотя, это и является основным знаком нашего времени, - пишу эту заметку в тот самый день, когда сделал себе прививку от Ковид-19. Невольно этот вирус так тряхнул нашу матушку Землю, что, пожалуй, спустя только десятилетия более-менее реально проанализируют последствия и влияние его на всю нашу жизнь и деятельность. Некоторые его катастрофические последствия, к сожалению, приходится вкушать уже сегодня.

Но как и в любом деле, любая медаль имеет две стороны. Многие люди просто вернулись в свои семьи, к детям. Лично мы все прошлое лето провели с внуками на даче! Просто супер! Жаль, конечно, что полетов и различных мероприятий состоялось гораздо меньше. Тем не менее, в «Саянском аэроклубе» прибавилось свободников парапланеристов еще три человека. Новый 2021 год в этот раз встречали скромно (без корпоратива), но традиционно — свободными полетами в долине «Бабик». Много времени представилось для того, чтобы покопаться в интернете — пообщаться с друзьями, поизучать летные контенты, почитать и посмотреть летное видео.

Вот в этой связи и предлагается для рассмотрения, т.е. освежить уже известную всем тему (кому-то вскользь, у кого-то просто на слуху) - полеты на планерах. Может возникнуть вопрос — что общего между парапланами и планерами? Если коротко, — тот самый классический свободный полёт. Да, да, наверняка меня поймут и поддержат многие пилоты парапланеристы, которые за плечами уже имеют 500-1000 часов налета под облаками, и просто только еще мечтающие об этом новички, которые вообще ничего не знают о СЛА и малой авиации. А это не прозвучит обидным для параплана, который является очень серьезной и основательной ступенькой, чтобы шагнуть в наше любимое Небо, но уже с более серьезными амбициями — летать не только под облаками, но и еще выше, быстрее и гораздо дальше, и дольше. А чтобы образумить какого-нибудь Фому неверующего или просто сомневающихся, приведу несколько фактов, а точнее мировых планерных рекордов:

- максимально набранная высота на планере — 15 400 м;
- открытая дальность (с возвратом) — 3009 км.

Об этом чуть подробнее. Немецкий пилот Клаус Ольман на соревнованиях в Андах за 18 часов (что тоже можно считать рекордом) и пролетел (с возвратом) этот маршрут в 3009км. Вообще, у Клауса Ольмана — 63 мировых рекорда, из них 23 действующие и по сей день.




Но, даже если мы спустимся от высших рекордов на матушку Землю, т.е. под наши родные и знакомые облака, с такими ТТХ планера, - это просто фантастика! Смотрите сами:

- скорость от 75 — 275 км\ч;
- высота полета от 0 — 6000 м;
- аэродинамическое качество 30 — 50 (!);
- скорость снижения — 0,45 м/сек.

Ничего нового! Планеры еще в фашистской Германии серийно штамповали во время Великой Отечественной войны (2-й мировой) и забрасывали на них в тыл целые спецподразделения для диверсионной деятельности. Планер — был конкретным боевым оружием.

К чести сегодняшней, современной и спортивной Германии, — немцы являются мировыми лидерами по конструированию, производству планеров и количеству планерных школ, и аэроклубов (некоторые из клубов обучают молодежь бесплатно!). Если взять даже вчерашнюю статистику, то в Германии насчитывается более 8000 пилотов планеров, а в России - всего несколько сотен! Ну, что? Всем стало стыдно!? Вот то-то и оно.

Все из нас, кто каким-то образом сталкивался ранее на аэродромах СССР и сегодня в России с планерами, наверняка помнят, что это были (и летают до сих пор) всем хорошо известные модели — L-13 / Бланик (1956-2006 гг. чешский конструктор Karel Dlouhy), ну, или реже - Янтарь (SZD 48-3 - спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - Adam Kurbiel).



Рекомендую посмотреть (Ютюб, иногда даже прямые трансляции с борта планера) видео полетов на планере, хорошо известного и нам, и в России (наверняка и за границей), - Игоря Волкова… Всем российским парапланеристам И. Волков известен своей учебной книгой «Мечта летать», которая до сих пор является хорошим учебным пособием для начинающих, и как бессменный руководитель летной школы «Вектор». В свое время и мы сотрудничали с ним по парапланам и лебедкам.

Теперь же Игорь Волков (вот уже почти 10 лет) летает на планерах и обучает полетам на планерах. Живет во Франции, городок — Ла Бати Монтсалеон (200 жителей, округ Прованс-Альпы-Лазурный Берег), прямо в 2-х км. от аэродрома — де Серр-ла-Бети. Это юг Франции, 90 км от г. Гренобль. Но главная изюминка этой французской провинции - это те самые Альпы на границе с Италией и Швейцарией. Чего значит только сам Монблан — 4809м., в 180-ти км. от его аэродрома. В любой погожий летный день прогулка на планере к Монблану и обратно занимает 3-4 часа. И еще одна (наверное самая важная) деталь, - летные дни здесь (по словам самого Игоря), практически круглый год, за исключением одной недели, когда во Францию приходят остатки красной песчаной бури из Сахары!

Кстати, Игорю Волкову повезло не однажды, одним из его учителей по горным полетам в Альпах был и до сих пор остается, уже выше упомянутый, тот самый пилот-инструктор и мировой рекордсмен — Клаус Ольман.






Смотрите видео о планерах:

https://youtu.be/uBtIC7X-TD0 Конструкция и Управление планером;
https://youtu.be/2ofVs3Y4pF0 Позитив на высоте 5800;
https://youtu.be/7b-tmuRAZpU Просто о сложном. Штопор;
https://youtu.be/BL-sy4FZ3QY Планер и 100 парапланов;
https://youtu.be/787HFPRtysk Как летают на планере в Африке. Маршрут 1007 км.

Сегодня в России есть только одно (к сожалению) реальное производство в Пензе, где строят планеры, в том числе, весом до 115 кг, а также с электромоторами и реактивной тягой! Кстати, Волков И. также - участник проекта реактивного легкого планера АС-4 115 (до 115 кг.), который производят в Пензе http://aerostreet.ru/. См. видео https://youtu.be/b-O7sopZxqU Реактивный планер АС-4.






Рассуждая о планерах, конечно же, сразу встает вопрос — где базироваться и как буксировать планер на высоту 500 — 1000 метров? Классически, всегда было и остается по сей день, - буксировка легким самолетом (типа «Вилга») или наш АН-2, который, кстати, может буксировать сразу два планера (один на коротком, другой на длинном тросе). С некоторого времени очень популярны стационарные лебедки в больших клубах, которые удешевляют затяжку планера на высоту в 2-3 раза. Сверхлегкие планеры могут затягиваться обычными лебедками для дельтапланов и парапланов, а также мотодельталетами и, собственно, мотопланерами.

Опять же, к сожалению, если говорить о планерных клубах и аэродромах, российские условия очень сильно отличаются от европейских и прочих развитых стран. Например, во Франции (в Альпах), по словам Волкова И. (у которого налет на планере — 5000 ч. + 3000 ч. на парапланах), летая от своего аэродрома маршруты в сотни километров, даже если случится серьезный форсмажор, - ближайший аэродром (там их достаточно много) будет находиться на удалении не далее 30 км. К тому же, полей, пригодных для вынужденной посадки, тоже хватает. И это мы говорим о классических планерах (безмоторных).

Сегодня и уже давно конструируются планеры с электродвигателями, роторными двигателями, двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и реактивными двигателями, с запасом хода 2-6 часов! Вот это и было бы хорошим подспорьем в наших российских условиях.






Вы только посмотрите, даже сам Федор Конюхов вступил в ряды планеристов! Думаю, во всем мире найдется мало людей, упоминание фомилии которых, будет вызывать такое уважение (как минимум) и восхищение… Если Конюхов за что-то берется — значит быть очередному мировому рекорду. В этом планерном случае речь идет об очередной кругосветке… А пока Конюхов тренируется и учится летать на планере (www.konyukhov.ru



Для тех, кто хочет учиться летать на планерах есть выбор — учиться в России или в Европе. За границей даже дешевле, не говоря уже о прохождении ВЛЭК — примерно 30 мин. Жалко только, что в Европе не действует наша досаафовская лицензия пилота планера (PPL), однако, европейская PPL в России — действительна. Есть еще вариант удешевить всю эту планерную тему. Отучиться за границей, а потом можно только приезжать на аэродром, где взять планер в аренду на неделю, например, налетался и домой. Кстати, в России тоже можно арендовать планер для частных полетов. Здесь все понятно, — только полеты, минус расходы: стоимость планера, прицепа для планера, стоянка-хранение на аэродроме, регистрация и оформление СЛГ.

Дальше — не реклама, а для информации. Волков И. имеет лицензию на обучение, но без права принимать экзамены. Экзамены (с каким-то минимальным налетом) и PPL пилоты сдают получают через планерный клуб. Как-то так.

Хотя, если пару слов сказать о самих планерах, - ресурс исчисляется десятилетиями при должном хранении — 50/60 лет.

Остается только надеяться, что и у нас в России в этом виде спорта и отдыха -свободного полета, есть такие же энтузиасты, как и мы СЛАшники, занимающиеся этим делом серьезно и двигающие его в наши ленивые российские массы. Учитесь и летайте еще в этой жизни!

"САЯНСКИЙ АЭРОКЛУБ", Александр Корзун. Апрель 2021 г.


главная | Саянский Аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты