Тайна Рдейского тупикаКак сообщали "Новости Пскова", на этой неделе завершилась первая экспедиция журналистов нашей газеты и ГТРК "Псков" совместно с пилотами малой авиации Великих Лук и Пскова в Рдейско-Полистовский край - уникальный болотный природно-ландшафтный заповедник, хорошо известный ЮНЕСКО. Сразу замечу, эти обетованные места принадлежали раньше Псковской губернии, но после революции по воле чиновников были поделены. За Псковом остались Бежаницы, а Холм отошел к Новгороду. Правда, достатка и благоденствия рдейскому краю этот "водораздел" не принес. Как оказалось, сегодня в новгородской части полное запустение: вымершие деревни, жуткие дороги (особенно до и после Холма) и отсутствие какой бы то ни было перспективы. Буквально за день до экспедиции на нашем вездеходе был вывезен последний житель из "болотной монастырской" деревеньки Высокое, где стараниями грабителей уничтожена линия электропередач. Пилоты от Бога Потребовалось полтора года, прежде чем мы смогли "десантироваться" в небольшой холмской деревеньке Наволок. Детальную проработку маршрута
взяли на себя руководитель федерации сверхлегкой авиации Псковской области Юрий Старобинец и первый парапланерист Пскова Мирон Антипов,
а также великолукские асы Валерий Лосев и Владимир Орлов. Именно они, зная возможности мотопара- и мотодельтапланов, приняли здравое решение объединить в небе над забытым всеми монастырем пилотов двух
вечно спорящих друг с другом городов, и справились с этой задачей блестяще. Обетованная земля Рдейская обитель основана в 1666 году и испытала на себе не один период расцвета и упадка, но 100 лет назад это было одно из красивейших
мест Лазаревского стана и всего Северо-Запа-да России. В конце XIX века приход стал монастырем, на этот раз женским, и возглавила обитель
монахиня Евсевия из Новгородского Покровского Зверина монастыря. Накануне здесь открылось приходское училище для крестьянских детей, а на средства чудом исцелившегося русского мецената и купца Мамонтова
(правда, не Саввы), был построен грандиозный Успенский собор: с паровым отоплением, приделами Преображения Господня, Зосимы и Савватия, мраморным иконостасом,
четырьмя башнями, колокольней и святыми вратами, не говоря уже о Введенской церкви, часовне на могиле пустынножителя Афанасия, сестринских
корпусах, трехметровой ограде и хозяйственных постройках. Причем все это было в камне и, как думали, на века. Согласно последним публикациям в Интернете в обители бывал старец Иоанн Крондштадский.
ЧудесаС монастырем связана уйма легенд и домыслов. Но дыма без огня не бывает. Так, в наши дни парализованная местная жительница Чекунова,
после того, как её привезли в монастырь, стала ходить. Об этом чуде поведал вот уже 8 лет живущий вблизи обители "болотный отшельник"
Юрий Неткач, о котором разговор особый и не сегодня. КитежРазоренный монастырь похож издали на сказочный град Китеж. Успенский собор потерял лишь главный крест, но сохранил основные детали мраморного
иконостаса, кованые решетки, металлические двери, огромнейшие полуподвалы с паровым котлом "от Демидова". И хотя на крыше вовсю
растут деревья, а их корни змеями торчат внутри исписанного храма, собор - жив. Своими четырьмя гигантскими колоннами он знаменует непревзойденную мощь православия и русской архитектуры, в последней
логично переплелись разные стили и эпохи. Объединим усилияВо время экспедиции мы отдавали себе отчет, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но, видит Бог, мы и не пытались, а лишь
скрупулезно фиксировали святыни с воздуха. На земле это делал уроженец рдейско-полистовского края Вячеслав Викторович Котов - доцент Псковского
педагогического института, исследователь и автор книги "Холм", в которой отдельная глава посвящена Рдейской обители. Вячеслав Викторович
с юношеским оптимизмом детально исследовал обитель, сделав план и первоначальную топосъемку местности. Убеленный сединой ученый честно признался, что уже не мечтал сюда
добраться, что участники десанта сотворили невозможное, открыв для мира и псковичей заброшенный рдейский рай. Было бы хорошо, если
бы подобные экспедиции стали ежегодными, чтобы в дальнейшем к ним присоединились и новгородцы. Ведь несмотря на границы, это наша
общая святыня, к которой до сих пор стремятся жители двух братских земель (это четко видно даже по надписям в храме).
|