Парамастер
главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты

Тайна Рдейского тупика

Смелые люди Как сообщали "Новости Пскова", на этой неделе завершилась первая экспедиция журналистов нашей газеты и ГТРК "Псков" совместно с пилотами малой авиации Великих Лук и Пскова в Рдейско-Полистовский край - уникальный болотный природно-ландшафтный заповедник, хорошо известный ЮНЕСКО. Сразу замечу, эти обетованные места принадлежали раньше Псковской губернии, но после революции по воле чиновников были поделены. За Псковом остались Бежаницы, а Холм отошел к Новгороду. Правда, достатка и благоденствия рдейскому краю этот "водораздел" не принес. Как оказалось, сегодня в новгородской части полное запустение: вымершие деревни, жуткие дороги (особенно до и после Холма) и отсутствие какой бы то ни было перспективы. Буквально за день до экспедиции на нашем вездеходе был вывезен последний житель из "болотной монастырской" деревеньки Высокое, где стараниями грабителей уничтожена линия электропередач.

Пилоты от Бога

Потребовалось полтора года, прежде чем мы смогли "десантироваться" в небольшой холмской деревеньке Наволок. Детальную проработку маршрута взяли на себя руководитель федерации сверхлегкой авиации Псковской области Юрий Старобинец и первый парапланерист Пскова Мирон Антипов, а также великолукские асы Валерий Лосев и Владимир Орлов. Именно они, зная возможности мотопара- и мотодельтапланов, приняли здравое решение объединить в небе над забытым всеми монастырем пилотов двух вечно спорящих друг с другом городов, и справились с этой задачей блестяще.
Псковские и великолукские профи оперативно доставили в обитель автора этих строк и оператора ГТРК "Псков" Валерия Тимофеева и сделали несколько полетов для аэрофотосъемки, не боясь вынужденных посадок, резкого ветра и высоченного собора. Все знали, что собранный материал обязательно пригодится. Кстати, в мае у воздушных экстремалов праздник малой авиации в другом святом месте - у памятника Александру Невскому в Пскове.

Обетованная земля

Тупик

Рдейская обитель основана в 1666 году и испытала на себе не один период расцвета и упадка, но 100 лет назад это было одно из красивейших мест Лазаревского стана и всего Северо-Запа-да России. В конце XIX века приход стал монастырем, на этот раз женским, и возглавила обитель монахиня Евсевия из Новгородского Покровского Зверина монастыря. Накануне здесь открылось приходское училище для крестьянских детей, а на средства чудом исцелившегося русского мецената и купца Мамонтова (правда, не Саввы), был построен грандиозный Успенский собор: с паровым отоплением, приделами Преображения Господня, Зосимы и Савватия, мраморным иконостасом, четырьмя башнями, колокольней и святыми вратами, не говоря уже о Введенской церкви, часовне на могиле пустынножителя Афанасия, сестринских корпусах, трехметровой ограде и хозяйственных постройках. Причем все это было в камне и, как думали, на века. Согласно последним публикациям в Интернете в обители бывал старец Иоанн Крондштадский.
Многие этот край называли землей обетованной, поскольку урожаи, собираемые на многочисленных болотных островах, были сродни "второй Украине".
Но время и большевики распорядились по-своему. В 1935 году здесь неофициально крестили последний раз окрестных детишек. В частности, Виктора Никитина из Каменки, об этом почти через 70 лет нам рассказал его сын Владимир, который залихватски "рулил" по болоту на доставившем нас в "рдейский рай" вездеходе. О дальнейшей судьбе священнослужителей можно только догадываться...

Чудеса

С монастырем связана уйма легенд и домыслов. Но дыма без огня не бывает. Так, в наши дни парализованная местная жительница Чекунова, после того, как её привезли в монастырь, стала ходить. Об этом чуде поведал вот уже 8 лет живущий вблизи обители "болотный отшельник" Юрий Неткач, о котором разговор особый и не сегодня.
Несмотря на то, что вокруг монастыря нет святых ключей, а чистейшую питьевую воду берут из озера, считается, что целительными свойствами обладает намеленный Успенский храм. Разного рода "сенсорные" рамки вращаются в церкви с неимоверной скоростью. Из одержимых людей здесь якобы изгоняют бесов, а женщины, страдающие бесплодием, исцеляются от недуга, и желающих сюда попасть немало.
Что здесь правда, что вымысел, судить не берусь. Но обо всем этом нам рассказывали не только простые местные жители, но и директор государственного заповедника "Рдейский" Владимир Васильевич Кроликов, человек более чем серьезный и проницательный, сопровождавший нас в экспедиции. Кстати, хотя Рдейский монастырь и не входит в состав одноименного заповедника, а лишь вплотную к нему подступает, в крае нет проблем с местными жителями, как это происходит на другой, полистовско-псковской стороне болотной округи. Всё решается миром. Чем не пример для подражания?
Тупик 1 Как здесь говорят, все, кто приходят в монастырь со злыми намерениями, обратно в свой дом добро не приносят. Это касалось и тех, кто сбрасывал кресты, выселял монахинь и делал из храма скотный двор... До недавнего времени в болоте, словно обгорелая рука из бездны, зловеще торчала труба колхозного трактора С-80, на котором лихач попытался до войны вывезти кирпич с сестринских келий... По всей округе в опустевших домах до сих пор валяются и остатки растащенного "сдуру" мраморного иконостаса. В соседнем райцентре Поддорье из монастырского кирпича и храмовой плитки сделаны баня и исполком...
Во время войны была зверски убита последняя монахиня Голубушка, сохранившаяся келья которой сегодня считается святой. Дальнейший разгром монастыря произошел после войны. Полуостров вдоль и поперек был заминирован, а окрестные крестьяне то и дело здесь подрывались, так и не раскрыв главной тайны не сломленной святыни.

Китеж

Разоренный монастырь похож издали на сказочный град Китеж. Успенский собор потерял лишь главный крест, но сохранил основные детали мраморного иконостаса, кованые решетки, металлические двери, огромнейшие полуподвалы с паровым котлом "от Демидова". И хотя на крыше вовсю растут деревья, а их корни змеями торчат внутри исписанного храма, собор - жив. Своими четырьмя гигантскими колоннами он знаменует непревзойденную мощь православия и русской архитектуры, в последней логично переплелись разные стили и эпохи.
В 2002 году собору исполняется 100 лет. Построен он архитектором Борютиным по проекту академика Каминского, иконостас выполнен московским мастером Захаровым. Говорят, лет 5-7 назад сюда добрался новгородский владыка Лев и был восхищен увиденной красотой, но удручен объемом требуемых затрат. Из светских властей местные жители вообще никого не видели, кроме любителей рыбной ловли. На этом мирское спасение и закончилось.
А жаль. В случае частичной консервации, особенно крыши, святыня могла бы стать центром общероссийского паломничества, экотуризма, принося заповеднику и округе весомые дивиденды. Вопрос только в том, что монастырь не является памятником федерального значения, не имеет конкретного хозяина, не входит в Рдейский заповедник.

Объединим усилия

Тупик 3

Во время экспедиции мы отдавали себе отчет, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но, видит Бог, мы и не пытались, а лишь скрупулезно фиксировали святыни с воздуха. На земле это делал уроженец рдейско-полистовского края Вячеслав Викторович Котов - доцент Псковского педагогического института, исследователь и автор книги "Холм", в которой отдельная глава посвящена Рдейской обители. Вячеслав Викторович с юношеским оптимизмом детально исследовал обитель, сделав план и первоначальную топосъемку местности. Убеленный сединой ученый честно признался, что уже не мечтал сюда добраться, что участники десанта сотворили невозможное, открыв для мира и псковичей заброшенный рдейский рай. Было бы хорошо, если бы подобные экспедиции стали ежегодными, чтобы в дальнейшем к ним присоединились и новгородцы. Ведь несмотря на границы, это наша общая святыня, к которой до сих пор стремятся жители двух братских земель (это четко видно даже по надписям в храме).
Так почему бы нам не объединить усилия? Всем: губернаторам, депутатам, священникам, молодежи, меценатам... Кто знает, быть может, ради такого святого места среди наших бизнесменов как раз найдутся новые Мамонтовы и Демидовы? С такими мыслями мы покидали по полному бездорожью монастырь на полюбившемся нам "Володином" вездеходе. Но обитель еще долго не хотела нас отпускать, то и дело подбрасывая скрытые болотные реки и озерные промоины. Стало ясно, что монастырь давно устал быть непроходимым рдейским тупиком и ждет, чтобы к нему пролегла если не материальная, то духовная дорога. Но это уже зависит от нас с вами.


О.КОНСТАНТИНОВ. Печать Т. РЯЗАНОВА.
Псков - Бежаницы - Холм - Рдейский монастырь - Псков.



главная | Саянский аэроклуб | прогулки в небе | снаряжение | обучение | контакты